«... Не запрещай себе творить,
Пусть иногда выходит криво –
Твои нелепые мотивы
Никто не в силах повторить.
Не обрывай свои цветы,
Пускай растут в приволье диком
Молчаньем, песней или криком
Среди безбрежной пустоты…»
Эризн
Когда-то, в ранней юности, рукоделие мне казалось делом избалованных барышень.
Лекарство от безделья – так я его понимала, и не видела в нем практического смысла. В самом деле, какая польза от вышивки или вязания, если сейчас можно купить восхитительные ткани и кружева, не убивая время на многочасовую возню с иглой или спицами? Да,
вязать мне нравилось, эту склонность я объясняла просто: нет в продаже определенного вида шарфика, свитера, рукавичек, но их так хочется получить. А вещь, тем временем, оставалась недовязом или в готовом виде грустно занимала место на полке. В семье все женщины хорошо шили – я старалась не отставать, быть ближе к ним через общее дело, да и дешевле обходилось одеваться самостоятельно.
Наверно, нужно было опуститься в самую глубину
депрессивных настроений, чтобы оценить всю силу женской магии –
рукоделия, да и творчества в целом. Я чувствовала, что мне необходимо куда-то вложить свои
угасающие силы, где-то, кроме семьи, реализовать собственные возможности. Главная отговорка, препятствующая начинанию –
нет времени. И в самом деле, в то время я даже спала не более 5 часов в сутки, хорошо, если они шли подряд, без перерыва: грудной ребенок, который почти не спал из-за проблем по неврологии, больная и едва ходящая мать, усиливалось непонимание со стороны мужа, подогреваемое «ты женщина, ты – должна». Мне казалось, моя
жизнь зашла в тупик. А руки сами тянулись к закромам разноцветной, манящей пряжи, острых спиц и крючков. Вот оно, блаженство, где
нет времени, нет суеты, и самый сложный вопрос состоит в том, как вывести узор или достичь гладкости. И тишина… Я готова была жертвовать часами сна, чтобы только прикоснуться к ней. Чтобы побыть
наедине с собой.
Сейчас смешно, а тогда мне было стыдно, что краду время от семьи ради своей прихоти. Я вязала украдкой больше года, только после прочтения статьи
«Любовь к себе» задумалась о более глубоком смысле рукоделия. И начала откровенно уходить в творчество, оно выступало как способ выразить свои эмоции.
Отказавшись от стремления обесценить непрактичный
ручной труд, в который вкладываешь душу, вдруг открываешь для себя его
целительную силу. Поразительно, насколько может приблизить к умиротворению ощущение нежной, податливой нити, которую ведет стальной крючок: они вместе, в своем контрасте образуют прочное полотно с уникальным узором. А схема выступает ключом, ее нужно только научиться читать. Как в жизни: разобравшись в мелких деталях сложных мотивов, открывается закономерность всего узора, его простота и реальность воплощения. Жизнь неоднородна. Порой, чтобы узор удался, нужно всего лишь расслабить нить,
снимая с нее
напряжение.
Время… как часто на его отсутствие мы списываем свой отказ предаваться жизни, с ощущением ее полноты. Для меня оказалось невозможным взять и в один миг изменить к нему свое отношение, но я нашла союзника –
последовательность. Кому не знакомо: промелькнет новая идея, загорится в нас, а потом отпускает? И уже кажется она нежизнеспособной, пустой – мы ее обесцениваем, уговаривая себя не продолжать начатое. Время же
дорого, у нас его нет. На что его нет? На воплощение собственных маленьких желаний,
на себя. И желания засыпают – их не слышали, им не придавали значения, затачивая все свои навыки на собственную полезность и личную эффективность. А вместе с ними и
желание жить затихает, прячется в
депрессии. Природа практична: в ней отмирает все то, что не используется.
Нереализованные порывы творчества, как поток чистой энергии, чахнут в болоте, заражая гниением все вокруг, в то время как стоит им только дать возможность реализоваться, и они будут созидать, восполняя запасы жизненных сил.
И чтобы пробудить желания, тоже нужна последовательность: вспоминать свои былые интересы, замечать новые, стараться за внешней серьезной маской отыскать в себе маленькую увлекающуюся девочку, что
восторженно смотрит на мир. Взять тот же
мастер-класс по вязанию розочки: расписан подробно, цветок вяжется быстро. Заглянула, понравилось, но ушла. Куда мне ее? У меня сын. А потом связала, просто так – потому что поняла, насколько мне хочется попробовать создать цветок. Сама того не замечая, я
прикоснулась к себе: следуя своему желанию, приложила небольшие усилия и в результате ощутила неожиданный прилив сил.
Через рукоделие, творчество мы учимся слышать себя: выбираем цвет, форму, состав своего творения, руководствуемся в первую очередь собственным желанием, а вопросы технической стороны отходят на второй план. Одни, загоревшись декупажем, ищут отвечающий их состоянию мотив, другие в процессе лепки дают жизнь своим внутренним героям. Поразительно, как творение постепенно вместе с формой обретает и характер, и вот уже само задает тон, заряжая атмосферу вокруг себя. Наше внутреннее
состояние преобразовалось в процессе рукоделия,
реализовались какие-то
желания. Они
просыпаются, на таких незначительных, казалось бы, вещах. Эмоции трансформируются, наши силы и возможности получают подтверждение – я могу. Я творю. Созидаю нечто красивое, теплое, наполняю мир эмоциями и чувствами – своими.
Отражаю себя.
На подобных реализованных порывах творчества мы учимся
опираться на себя: замечать свои желания, находить в себе ресурсы. Атмосфера творчества раз за разом протаптывает дорожку в наших ощущениях, по которой можно приподняться над суетой, туда, где мы чувствуем, где живем полно. К точке равновесия в душе.
За окном грязь и слякоть, а я оформляю альбом в мягкой обложке. Была тяжелая неделя. Накопившаяся усталость и тревога давили; сложная жизненная ситуация мне неподвластна, и, кажется, выше моих сил. Откуда берутся силы, когда занимаешься интересным тебе рукоделием? Натуральный шелк отзывается в ладонях приятной прохладой, мягкая подложка создает рельеф. И цветы, эти упрямые цветы из ткани – они мне удаются один раз из пяти попыток. Но я попробую снова. Горит свеча и тает воск, медленно, плавно – и в душе словно
наступает примирение с законом природы, где естественны изменения.
Жизнь не статична. Огонь опаляет рассыпающиеся края лепестка из органзы, он необходим, но важно сохранить баланс, не позволив ему сжечь всю ткань. Хотя, один сгоревший лепесток поможет лучше понять принцип взаимодействия огня и синтетической ткани – наши ошибки ценны опытом. Осталось установить металлические брадсы, закрепить пару страз и оформить внутреннюю часть альбома. Ах, да – еще закладка из теплого ленточного кружева ручной работы. Я чувствую себя
обновленной, воплотив в жизнь свою идею.
Есть в жизни вещи неизбежные и неумолимые, они подобно огню оплавляют тонкие чувства. Каждому они знакомы, каждый испытывал когда-то неудачи и боль, получал опыт, который становился ценным приобретением.
Примирение с ходом жизни необходимо. Вместе с его появлением может уйти и депрессивный настрой. Пусть не все удается с первых попыток, но мы живем, пробуем, ищем свое. И обязательно находим. Прислушавшись к желаниям, мы получаем возможность прикоснуться к собственным внутренним
ресурсам для жизни.